Впервые в Казахстане состоялся приуроченный ко Дню знаний международный мотивационный мастер-класс #OnlineBell «Я — патриот своей страны».
Казахстанцы, обучающиеся в престижных мировых вузах Harvard, MIT (США), Cambridge (Великобритания), в ходе прямой видео-трансляции пообщались с учащимися Астаны и Жамбылской области. Спикеры рассказали о собственном опыте успеха и жизненных приоритетах, подчеркнули важность качественного образования в становлении личности.
В трансляции приняли участие Каныш Тлеушин (MBA, Massachusets Institute of Technology), экс-заместитель акима Атырауской области Шынгыс Мукан (Harvard Kennedy School), один из участников проекта «100 будущих лидеров» Асет Абдуалиев (Harvard Kennedy School). От Кэмбриджского университета — заместитель председателя правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Назипа Аюбаева, Гульмира Канаева.
Как рассказал в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» модератор встречи известный журналист-публицист из Тараза, стипендиат международной стипендии Президента РК «Болашак» Канат Ауесбай, идея проведения подобного онлайн-урока возникла месяц назад, во время Дней культуры Жамбылской области в Астане.
«Тогда руководитель области Карим Кокрекбаев собрал земляков, которые проживают сейчас в нашей столице, для своеобразного «мозгового штурма», — говорит Канат Ауесбай. — Посоветоваться, какие мероприятия можно провести в Жамбылской области. Как представитель, с одной стороны, сферы журналистики, а с другой сферы образования (Евразийский национальный университет, факультет журналистики и политологии), я предложил такой вот нестандартный формат онлайн мотивационный мастер-класс с казахстанцами, которые на данный момент обучаются в топовых мировых вузах, с целью установить ментальную связь между ними и нашими школьниками. Именно сельских школ. Почему сельских? Общеизвестно, что детям, которые учатся в «Дарын», НИШ, блага цивилизации, IT-технологии доступны. А вот для учеников сельских школ такие лекции полезны для мотивации ставить цель, идти вперед и добиваться поставленных целей».
Собеседник отметил, что спикеры — не просто студенты, а люди-личности, которые добились многого в жизни. «Есть среди них и наши земляки-жамбылцы, из простых обычных семей. Например, Гульмира Канаева окончила обычную таразскую школу №37. Назипа Аюбаева тоже из обычной семьи Жуалынского района, учится в Кембриджде. А вот Каныш Тулеушин известная личность. Он окончил знаменитую физико-математическую школу Жаутыкова в Алматы, работал на руководящих постах, был вице-министром. Последняя его должность — руководитель фонда предпринимательства «Даму», свой пост он покинул в январе этого года, чтобы продолжить учебу. И это не просто студенты. Это личности. Обычно люди верят кому? Тем, кто добился чего-то в жизни. И эти люди, действительно, могут рассказать о своих достижениях и мотивировать нас, казахстанцев».
Каныш Тулеушин рассказал детям о своей учебе, отметив, что в Массачусетском университете технологий ежегодно проводится множество исследований по излечению раковых и генетических заболеваний, в аэрокосмической сфере, в информатике и информационных технологиях. «Я очень рад, что мне выпала честь поздравить вас с началом учебного года и поделиться своим опытом, — сказал он. — Для меня первое сентября всегда было большим праздником. И если школа не всегда давала достаточные знания, то я всегда искал возможности для самообразования. Хотелось бы подробнее остановиться на тех приоритетах, которые каждый из вас сегодня должен ставить во главу угла, чтобы достичь хороших результатов. Оглядываясь на свой опыт, могу сказать, что мой путь в Массачусетский университет технологий строился на некоторых основных принципах. Первое — это любовь к знаниям, усидчивость, работоспособность. Думаю, математика — это тот предмет, который должен стать для вас главным приоритетом. Как нам говорили педагоги, математику не обязательно любить. Но ее надо уважать. Наверное, я и уважал, и любил математику.
Годы, которые я провел в алматинской физико-математической школе, дали мне базу на всю жизнь. Не зря говорят, что математика — царица наук. Она дает аналитическую базу, закладывает логику и является основой для многих научных направлений, для сфер финансов, операционного менеджмента. Второй основной принцип — это знание языка. Помимо знания казахского и русского языков, нужно знать английский язык. Это базовое требование в условиях нынешнего мира, возможность изучать необходимую литературу по всему миру, находить нужную информацию. Третье, на чем я хотел бы подробнее остановиться — это знания в области информатики и информационных технологий. Сто лучших стартапов за последние лет 30, ставшие гигантами вроде Google, Microsoft, все они основаны на IT-платформах, на информатике. И сегодня если приглашают на работу, скажем, бухгалтеров, финансистов, то предпочтение отдают тем людям, кто дополнительно знает программирование. Сегодня это уже является базовым требованием. Завтра я не удивлюсь, если это требование будет основным. Поэтому рекомендую нашей молодежи изучать языки программирования».
Каныш Тулеушин подчеркнул, что планирует после учебы вернуться в Казахстан и, используя полученные знания, развивать идею предпринимательства. «Это то, чем я занимался в последнее время. Мы должны поменять тренд в нашей стране. Чтобы было меньше желающих идти работать только на госслужбу. В будущем число госслужащих будет сокращаться, увеличится производительность труда. Нужно стимулировать молодых людей, чтобы они шли в бизнес. Последней моей работой был фонд «Даму». И где бы я ни выступал, всегда призывал молодежь выдумывать различные стартапы, идеи, бизнес-проекты, становиться предпринимателями. Мы должны взрастить в Казахстане будущую плеяду бизнесменов, это сердце экономики нашей страны. Глава государства поставил задачу увеличить долю малого и среднего бизнеса в отечественной экономике свыше 50%, сейчас это 25%. Чтобы мы были менее зависимы от внешних факторов, вроде цены на нефть. Моя долгосрочная задача — далее развивать предпринимательство, помогать на республиканском, региональном уровне, используя все знания, которые я здесь получу.
Ставя свои приоритеты, вы не должны себя ограничивать только Казахстаном. Вы должны доказать свою конкурентоспособность и в мировом масштабе. Выехать за рубеж, поучиться, попробовать свои силы, поработать за рубежом и — привезти что-то новое в свою страну. Всё, что сейчас есть глобального, через несколько лет придет и к нам. Сейчас мир развивается очень быстро, большими шагами. И ограничивать себя только парадигмой Казахстана будет неправильным, на мой взгляд. Стремитесь выше, глобальней. Хотел бы привести в пример профессоров нашего Массачусетского вуза, которые приехали из разных стран — из России, Индии, все они делали докторантуру в молодом возрасте и достаточно успешно проявили себя, некоторые из них открыли большие стартапы, обучают сегодня на весьма профессиональном уровне и, возвращаясь в свои страны, дают нечто радикально новое. Надеюсь, что сегодняшний разговор поможет вам правильно расставить приоритеты и добиться больших успехов в вашей жизни», — пожелал ребятам заокеанский спикер.
С огромным вниманием дети слушали студентов-казахстанцев. И вопросы, которые им задавали как школьники Астаны, так и школьники-жамбылцы, касались одного — как правильно выбрать цель в жизни, какие пути ее достижения.
«Думаю, что поехать учиться за рубеж, увидеть мир, познакомиться с зарубежным опытом будет очень полезно для нашего государства», — поделилась впечатлениями воспитанница таразской школы для одаренных детей «Дарын» Тогжан Тогузбай. Она учится в 9-м классе, и в ее жизненных планах после разговора с соотечественниками, обучающимися в вузах с мировым именем, появилась цель получить такое образование, чтобы создавать предприятия, выпускающие качественные и необходимые населению товары.
Илья Горковченко, ученик 10 класса СШ №2 Рыскуловского района, уже четко определился связать жизнь с «царицей наук» математикой. Вдохновленный общением на онлайн-уроке, уверен, что все мечты исполнимы, если приложить к их осуществлению максимум усилий.
«Эта затея, как видите, удалась, — сказал Канат Ауесбай в резюме нашей беседы. — Это первый опыт, в тестовом режиме, мотивационного мастер-класса, имеющего международный статус. В будущем, думаю, совместно с Министерством образования и науки проводить подобные мотивационные лекции. Я благодарю руководство Жамбылской области за поддержку и реализацию этой идеи. Сколько было бессонных ночей напролет, сколько переживаний. Но, оказывается, можно проводить подобные мероприятия. Расстояния нам не помеха, всегда можно найти пути для коммуникации».
В финале встречи для учеников казахстанских школ прозвучал в новом учебном году первый звонок одновременно из Гарварда, Кэмбриджа и Массачусетса.
Онлайн-урок прошел на базе Назарбаев интеллектуальной школы в Таразе. Организаторами выступили управление образования акимата Жамбылской области совместно с НИШ города Тараза. Слушателями в Таразе стали ученики старших классов сельских общеобразовательных школ Жамбылской области, а также школ для одаренных детей.